Красной нитью

Виртуальная выставка из фондов Невьянского государственного историко-архитектурного музея хранит большое количество полотенец и рушников, на которых вышиты традиционные уральские узоры. Давайте познакомимся с ними поближе.

2022 год


Полотенца и рушники сопровождают человека в течение всей жизни, в радости и горе: при рождении, свадьбе и похоронах. Из большого количества полотенец выделяется целое направление — рушники. От полотенец, которые применялись только в быту, они отличаются тем, что исполняли роль оберега, красной нитью проходя через всю жизнь человека.

Название «рушник» произошло от слова «рушить» или отрывать, отрезать, то есть «отрез ткани». Рушники обычно состояли из трёх частей. Середину полотна оставляли белой, на краях выполняли вышивку и к концам полотна пришивали кружево (вязаное крючком, плетёное на коклюшках или фабричное), или ажурные тканые полосы или делали кисти. Так выглядел самый распространённый вид рушника — трёхчастный.

Рушники использовались специально для каждого случая. Известны повседневные рушники с обережными свойствами, например, утиральник. А также праздничные рушники, вышиваемые на ежегодные праздники — Пасху, Рождество, Троицу. Среди них на особом месте находятся свадебные рушники, которые девочки с детства готовили себе в приданое. В печальные дни похорон рядом с людьми находились поминальные полотенца — рушники.

Люди относились к вышивке на рушниках как к охранительной силе и сберегали в их узорах, от поколения к поколению, определённые орнаментальные композиции и мотивы.

Домашняя вышивка в крестьянских семьях была женским уделом. Именно женщина была хранительницей обрядов и традиций, которые должны были обеспечить благо семье. На Урале для вышивки полотенец в основном использовали красный и чёрный цвета нити. В некоторых случаях использовали белый цвет.

Если в начале XIX века создателям вышивок было известно их смысловое значение, многие умели их читать, узнавая судьбу женщины и семьи, то со второй половины XIX века под влиянием европейской моды содержание народного узорочья стало забываться. Обряды стали стилизовать, теряя смысл рисунков на полотенцах и искусство их чтения.

Вышивальщицы уже не всегда могли дать правильное толкование вышиваемых ими украс, зная, что в них заключена только сила добра и передавали уже своё толкование старинного орнамента. Со временем на полотенцах стали вышивать красивые рисунки с изображением птиц, животных, людей, которые не несли дополнительной информации, а были просто красивыми.

Повседневные

Повседневные полотенца применялись в обычной жизни, для вытирания лица — утиральник, для вытирания рук — рукотёрники, для накрывания квашни — наквашенники, для накрывания ведра с молоком — накоровенники. Повседневные полотенца украшали, но символике орнамента придавали меньше значения.

Такие полотенца были пёстрыми — в клетку, в полоску, к ним могли пришить полоску кумача с вышивкой, небольшие кружева или по некрашеному льну сделать неширокую вышивку красными и чёрными нитками. Повседневные полотенца часто использовались в быту и становились ветхими. Хозяйка отрезала вышивку от старого полотенца и пришивала к новому холсту, давая узорочью новую жизнь.

Праздничные

В праздники и в дни семейных торжеств самые красивые полотенца развешивали вдоль стен, на окна, на божницу.

Богато украшали полотенце для иконы в красном углу. Перед тем, как вышивать такое полотенце, два конца полотна часто сшивали вдоль одной стороны на высоту вышивки. Затем, не прерывая орнамент в месте шва, выполняли вышивку от одного до другого края получившегося полотна и пришивали кружево на всю ширину сдвоенных концов. Такое полотенце называлось глухим. Также его вешали на зеркало или на раму с фотографиями.

Свадебные

С 8-9 лет девочки под руководством матерей начинали постигать рукоделие и с детства готовили себе приданое на свадьбу — не менее 40 полотенец. Самое большое и нарядное, «рукобитное» — жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Полотенцами невеста одаривала женихову родню, ими украшали свадебный поезд, дружки повязывали полотенца на груди крест-накрест. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцами. Главным элементом в вышивке свадебных полотенец была Богородичная звезда.

С конца XIX века распространились вышивки натуралистичных цветов, букетов, сюжетные вышивки. Традиционными мотивами вышивки для обрядовых полотенец были птицы-павы у древа жизни, птицы, идущие друг за другом, ромбы и другие.

Поминальные

И в печальные дни прощания с умершими близкими людьми были нужны обрядовые полотенца. Когда человек умирал, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение 40 дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что на нём «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений полотенце вывешивали за окно, чтобы пришедшие души умерших по нему смогли «войти» в дом.

Поминальные полотенца женщины начинали вышивать после 40 лет. В них она отражала свою жизнь с начала замужества. Чёрным цветом вышивали «дорогу жизни», которую она прожила с мужем. Чем ровнее дорога, тем жизнь была больше в радость. Красные цветы отображают радостные дни в её жизни с мужем. Нераспустившиеся цветы обозначают рождение детей: в нижней части каймы — девочки, а в верхней — мальчики.

Поминальные полотенца в доме хранили в определённом месте, например, в нижнем сундуке из горки сундуков, стоящей в Красном углу. Доставать такое полотенце можно было только в родительские дни и поминать того, чье полотенце. Поминальными полотенцами нельзя вытираться, использовать в качестве «хлебосольного» полотенца и полотенца для икон, нельзя дарить, потому что поминальное полотенце — не украшение, а память по усопшему.

Повседневные

Повседневные полотенца применялись в обычной жизни, для вытирания лица — утиральник, для вытирания рук — рукотёрники, для накрывания квашни — наквашенники, для накрывания ведра с молоком — накоровенники. Повседневные полотенца украшали, но символике орнамента придавали меньше значения.

Такие полотенца были пёстрыми — в клетку, в полоску, к ним могли пришить полоску кумача с вышивкой, небольшие кружева или по некрашеному льну сделать неширокую вышивку красными и чёрными нитками. Повседневные полотенца часто использовались в быту и становились ветхими. Хозяйка отрезала вышивку от старого полотенца и пришивала к новому холсту, давая узорочью новую жизнь.

Язык народной вышивки — это система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нить. Чтение узоров на рушниках — это часть православной культуры русского народа. С большим вниманием относитесь к узорам на старинных вышитых полотенцах — рушниках, они содержат глубокий смысл.


Адрес: г. Невьянск, сквер Демидовых, 3а (Музей истории Невьянского края)
График работы: ежедневно с 10.00 до 19.00 часов
Телефоны  для справок: +7 343 564 45 09, +7 906 811 67 64

Возрастные ограничения: 0+

Прокрутить вверх