Стремление сохранить красоту быстротечной жизни привело к созданию удивительного искусства – фотографии. Слово «фотография» произошло из греческого языка: «фото» — свет и «графо» — пишу, то есть светопись, рисование светом.
2023 год
Стремление сохранить красоту быстротечной жизни привело к созданию удивительного искусства – фотографии. Слово «фотография» произошло из греческого языка: «фото» — свет и «графо» — пишу, то есть светопись, рисование светом.
Создавая точное изображение того, что окружает, люди прошли долгий путь от наскальных рисунков до современных цифровых фотоснимков. Искусство фотографии напрямую связано с наукой и даёт возможность создания и сохранения изображения при помощи светочувствительного материала в фотоаппарате.
В XIX – XX веках открытия в области фотографии и фотоаппаратуры происходили регулярно. Сейчас открыта новая история фотографии – цифровая. Сейчас можно сделать фотоснимок или видеозапись легко и просто, достаточно взять в руки цифровые фотокамеры, веб-камеры, смартфоны, планшеты, видеокамеры и многое другое.
А что предшествовало этим возможностям — давайте окунемся в то время.
Сегодня сделать фотографию – секундное дело, а раньше поход в фотоателье превращался в семейный праздник и становился настоящим событием, особым серьёзным и торжественным случаем.
Фотосъемка была дорогим удовольствием и на нее приходили целыми семьями, одеваясь в лучшие наряды. Фотограф умел правильно поставить освещение, выбрать лучший ракурс и качественно отретушировать фотоснимок.
На старинных фотографиях, дагерротипах, люди не улыбаются и их позы статичны. Это связано с тем, что во время фотосъемки, которая продолжалась несколько минут, люди, которых фотографировали, должны были быть неподвижны.
Для студийных фотографий XIX – начала XX века характерно мягкое рассеянное освещение и фон с декорациями. На заднем плане было изображение пейзажей или архитектурных сооружений. На дореволюционных фотографиях интерьер был однообразен — резная мебель и портьеры. Фотоснимок наклеивали на картонную подложку, которая придавала ему жесткость, защищала от повреждений и была неотъемлемой частью оформления вплоть до 1920-х годов. Картонная основа была украшением и несла информацию о фотографе, ателье, месте и времени съемки. Самыми распространенными были визитная карточка (примерно 5,5*9 см) и кабинетный портрет (примерно 11*16 см).
Фотоаппарат «Kodak»
Сегодня уже не все вспоминают о компании Eastman Kodak, когда речь идёт о фотосъёмке, но во многом именно предприятие Джорджа Истмена сделало возможным существование современных сервисов вроде Instagram.
Чтобы фотография стала массовой, нужно было предложить простую в использовании фотокамеру. И в 1886 году такой фотоаппарат был сконструирован, запатентован и представлен общественности.
Это была бокс-камера для стандартной роликовой катушки с фокусирующей оптикой и затвором. Фотоаппарат Kodak был дешев, прост в использовании для фотографирования и печати фотографий. Теперь можно было повсюду брать с собой фотоаппарат. Так на фотографиях появились улыбки, бытовые моменты, радость и движение.
Лозунг Джорджа Истмена «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем всё остальное» объясняет появление первого общедоступного искусства, которое завоевало всемирную популярность. Пленочные фотоаппараты Kodak навсегда изменили мир фотографии. До этого, она была уделом обеспеченных людей и узкого числа последователей, а теперь она доступна каждому.
Фотоаппарат «ФОТОКОР-1»
В 1930-е годы в СССР появляется необходимость в массовом выпуске недорогих фотокамер. Начать массовое производство фотоаппаратов – такая была поставлена задача. К 1 марта 1929 года были изготовлены чертежи фотоаппарата, прототипом которого стала складная пластиночная камера форматом 9х12 фирмы «Цейс-Икон», и государственный заказ на их изготовление поступил в электромеханический завод Калуги.
При подготовке фотоаппаратов в серийное производство пришлось столкнуться с трудностями: не хватало производственных площадей, оптического стекла и качественных материалов, а также квалифицированных рабочих. Затворы для фотоаппаратов пришлось закупать в Германии. В феврале 1930 года для обеспечения начала серийного производства советских фотоаппаратов было приобретено 4 000 затворов «COMPUR» по цене 7 золотых рублей за штуку. И уже к 25 июня 1930 года завод отрапортовал о сборке первой сотни советских фотоаппаратов, получивших название «ФОТОКОР-1».
Значение выпуска советского фотоаппарата сложно переоценить. «ФОТОКОР-1» значительно расширил развитие фотодвижения в стране и стал первым крупносерийным советским фотоаппаратом, снимающим на стеклянные фотопластины формата 9х12. Серийно фотоаппарат выпускался с 1930 по 1941 годы, за это время было выпущено более 1 млн. экземпляров.
Фотоаппарат «ФЭД»
Серийное производство аппаратов «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) началось в 1934 году в г. Харькове на заводе детской трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского, реорганизованной в конце 1938 года в Комбинат им. Ф. Э. Дзержинского, позже – Харьковском машиностроительном заводе.
Поначалу, фотоаппараты «ФЭД» были копиями всемирно известного и популярного немецкого фотоаппарата «Leica».
Фотоаппарат «ФЭД» постоянно совершенствовался. Удобный, компактный, прочный и недорогой он стал всенародным любимцем, вытеснив тяжёлые и громоздкие фотокамеры. В промежутке между 1934 годом и серединой 1950-х годов выпускалось множество модернизаций фотоаппаратов «ФЭД», их особенностью было отсутствие синхроконтакта и автоспуска.
В 1955-1970-х годах выпускали «ФЭД-2» с возможностью диоптрийной поправки, затем добавили синхроконтакт и автоспуск. Всего фотоаппаратов было изготовлено 16 326 000 штук.
Фотоаппарат «Любитель»
В 1949 году в СССР появился фотоаппарат «Любитель» — двухобъективная зеркальная фотокамера любительского класса с трёхлинзовым объективом типа «Триплет», которые можно было совместно фокусировать. Автоспуск и синхроконтакт у фотоаппарата отсутствовал.
Для фотоаппарата «Любитель» выпускали приставку-фотоувеличитель — штатив и лампу накаливания в кожухе. С фотоаппарата снималась задняя крышка, фотоаппарат присоединялся к приставке, заряжался проявленной плёнкой, изображение на основание штатива проецировалось съёмочным объективом. Но и большой размер кадра – 6 х 6 см. позволял без фотоувеличителя печатать снятые фотографии.
Фотоаппарат «Любитель» выпускался с 1950 по 1956 год на заводе ЛОМО (Ленинградский оптико-механическое объединение). Всего было изготовлено 1 361 110 штук.
Фотоаппарат «Зоркий»
Легендарный плёночный фотоаппарат «Зоркий» был самым массовым любительским фотоаппаратом в СССР.
Фотоаппарат «Зоркий» — это копия довоенного фотоаппарата «ФЭД», чья техническая документация после Великой Отечественной войны была передана с Киевского завода «Арсенал» на Красногорский механический завод. В фотоаппарате усовершенствовали шторный затвор, что улучшило надёжность его работы.
С 1948 года был начат выпуск фотоаппаратов с названием «ФЭД КМЗ», затем «ФЭД 1948 Зоркий», а с 1950 года – «Зоркий».
Фотоаппарат имел складывающийся объектив, благодаря чему в сложенном положении его толщина составляла всего 43 мм. и он легко помещался в кармане. В фотоаппарате использовалась 35 мм. фотоплёнка, которая заряжалась снизу аппарата.
«Зоркий» стал первым фотоаппаратом из одноимённого семейства советских малоформатных дальномерных фотоаппаратов, выпускавшийся на Красногорском механическом заводе (КМЗ).
К 1 мая 1948 года были выпущены первые 50 аппаратов, в 1949 году КМЗ выпустил 31 312 фотоаппаратов. «Зоркий» выпускался до 1956 года, всего было изготовлено 835 502 экземпляра.
Фотоаппарат «Зенит-Е»
История фотоаппаратов «Зенит» началась в 1952 году, когда эксперименты и конструкторские разработки модели «Зоркий» привели к появлению нового зеркального малоформатного фотоаппарата профессионального уровня. В 1955 году был выпущен первый массовый аппарат семейства «Зенит», который приобрел улучшенный затвор и синхроконтакт.
Фотоаппараты Красногорского механического завода пользовались успехом не только в развивающихся странах, но и в Европе, успешно конкурируя с фотоаппаратами из Германии, Италии. Франции и Англии.
Огромным спросом и популярностью в мире пользовались фотоаппараты «Зенит» серии «Е». Он регулярно становился лауреатом престижных премий, получая высокие оценки и признание. Фотоаппарат «Зенит-Е» имел феноменальный успех, он массово продавался как в Советском Союзе, так и за рубежом. «Зенит-Е» вобрал в себя все лучшее от своих предшественников, позволяя делать моментальные снимки без задержки.
Фотоаппараты «Зенит» вошли в историю как самые массовые зеркальные фотоаппараты XX века, став гордостью и ярким достижением советской фото- промышленности.
Фотоаппарат «Смена — 8 М»
В 1963 году в СССР появился фотоаппарат «Смена-8», который изготавливали на заводе ЛОМО (Ленинградский оптико-механическое объединение). А в 1970 году его историю продолжила модификация «Смена-8М». Именно эта модель производилась в течение 25 лет до 1995 года. С чем это было связано?
Доступность: фотоаппарат имел фиксированную цену 15 рублей. Часто его дарили детям, увлекающимся фотографированием. «Смена-8М» стал семейным фотоаппаратом, который было удобно взять с собой на праздник, в отпуск или поход.
Высокое качество снимков и надёжность фотоаппарата «Смена-8М» не уступали дорогим и сложным фотокамерам. В нём есть возможность быстрой синхронизации центрального затвора и вспышки.
Фотоаппарат очень прост в эксплуатации и ремонте. С процессом фотографирования и его настройками могли разобраться и дети, достаточно было определить расстояние и, в зависимости от этого, установить резкость.
А также фотоаппарат «Смена-8М» был очень лёгким и мог работать при любой погоде. Фотоаппарат «Смена-8М» завоевал огромную популярность в мире, войдя в Книгу рекордов Гиннеса, как самый распространённый фотоаппарат в мире. За всё время было произведено около 21 миллиона экземпляров.
Фотоаппарат «Киев-6С»
Фотоаппараты «Киев» как высококлассную дальномерную механическую малоформатную фотокамеру начали выпускать в 1947 году на Киевском государственном заводе «Арсенал». Она вобрала в себя всё лучшее, что было создано в изготовлении фотоаппаратов в то время, и являлась точной копией немецкого фотоаппарата Contax II. В первое время для производства фотоаппаратов «Киев» использовали оригинальные комплектующие Contax, привезенные из Германии.
Фотоаппараты «Киев-6С» также производили на Киевском заводе «Арсенал». Эта модель — среднеформатная однообъективная зеркальная фотокамера, которая взяла свое начало от немецкого фотоаппарата второй половины 1960-х годов Pentacon Six. Это была не копия немецкого фотоаппарата, а его творческое переосмысление. Советские конструкторы изменили дизайн, под левую руку сделали спусковую кнопку, но сохранили легендарную оптику. Фотоаппарат «Киев-6С» выпускался с 1971 по 1980 год.
В современном мире практически в каждой семье есть цифровой фотоаппарат, с которого фотографии можно мгновенно переписать на компьютер или ноутбук. Раньше для изготовления фотографии, кроме фотоаппарата, дополнительно было нужно много предметов.
Фотоплёнку, помещённую в фотоаппарат, нужно было заполнить снятыми кадрами. Затем она начинала долгий путь к превращению в фото. Чтобы из неё сделать видимое изображение, ее необходимо было проявить. Весь процесс проявления фотографии проходил в полной темноте. С кассеты фотопленку перематывали на бобину, таким образом, чтобы все витки омывались специально приготовленными растворами. Сначала нужно было обработать ее проявителем, который в своем составе имел бромистое серебро. Данный процесс занимал всего несколько минут. После проявки, всю пленку нужно было тщательно промыть проточной водой.
Затем проводили фиксаж, который вымывал вещества с пленки, на которые не попал свет. После этой процедуры пленка становилась не чувствительной к свету. Такие фотоплёнки называли негативами, на них уже можно было заметить отснятые кадры.
Затем в работу подключали фотоувеличитель. Этот аппарат считался очень важным в процессе проявления фотографий. С помощью негативов и фотоувеличителя изображения переносили на фотобумагу, после чего получившиеся фотокарточки осторожно опускали в проявитель и ждали, когда появиться изображение. Дальше полученную фотографию нужно было закрепить в фиксирующем растворе. Дальнейшую судьбу фотографии решали, вынося ее на свет. Некачественные и неудачные фотографии выбрасывали. Ну а если фотография имела хорошее качество, готовые фото просушивали. Для фотографий на глянцевой бумаге использовали фотоглянцеватель.
Раньше создание фотографии было целой наукой. Сложность техники была такой, что случайный человек не смог бы заниматься фотографией, этому учились, создавали необходимые условия для проявки плёнки и печати фотографий, предварительно сумев раздобыть дефицитные материалы. Искусство фотографии было целым таинством!
Фотоаппарат «Polaroid»
За всё время было изобретено огромное количество разнообразных фотоаппаратов, но самым уникальным стал Полароид. Его появление привело к созданию фотокамер моментального снимка, когда через несколько минут после съёмки можно было получить фотографию, отпечатанную непосредственно самим фотоаппаратом. Полароид – это не просто фотоаппарат, но еще и миниатюрная автоматическая фотолаборатория.
Простота в обращении — основное преимущество «Полароида». Достаточно было открыть защитную крышку фотоаппарата, вставить кассету и закрыть крышку. После этого он был готов к работе, при этом не нужно было подбирать параметры освещённости. Фоточувствительная поверхность полароидных карточек в кассете одновременно выступала и как фотопленка, и как фотография.
В СССР и России на совместном советско-американском предприятии «Светозар» (г. Москва) по лицензии фирмы Polaroid выпускали фотоаппараты одноступенного фотопроцесса «Polaroid Supercolor 635CL» и «Polaroid 636 Closeup» с 1989 по 1999 годы.
Полароиды были очень распространены в СССР и России в конце XX века. Цветное фото, которое моментально создавалось при его помощи, смогло завоевать популярность среди советских и российских граждан.
Кинокамера «Аврора-215»
Компактные любительские кинокамеры были очень популярны в СССР. Начало производства серии кинокамер «Аврора» было положено в 1971 году. Их выпускали на заводе ЛОМО (Ленинградский оптико-механическое объединение) с 1971 года. После незначительной модернизации кинокамеры получили наименование «Аврора-215», их стали выпускать в 1976-1990 годах. Кинокамеры снимали на 8-мм. киноплёнку «Super-8» (в кассете — 15 метров), работали от электропривода, имели скорость 18 кадр/сек.
Кинокамера «Красногорск-2»
Этот узкоплёночный любительский зеркальный киносъемочный аппарат в рамках одноимённой серии выпускал Красногорский механический завод с 1966 по 1977 годы.
Киносъемочный аппарат был предназначен для съёмок кинофильмов на 16-мм цветную или чёрно-белую киноплёнку. В комплект аппарата входят светофильтры. Жёлтый светофильтр устраняет влияние атмосферной дымки и усиливает контрастность объектов. Также для улучшения съемки использовались другие фильтры, улучшающие воспроизведение тонов и применяющиеся для киносъёмки жанровых сцен и портретов, для ослабления влияния ультрафиолетовых лучей.
Кинокамера оснащалась кассетой на 30 м. 16-мм киноплёнки, которую можно было перезаряжать в аппарат, при этом засвечивался её небольшой отрезок. Пружинный привод обеспечивал протяжку 5 метров киноплёнки за один завод. Аппарат мог крепиться к штативу и имел в комплекте пистолетную рукоятку с плечевым упором.
Возрастные ограничения: 0+