Коллекции

Невьянский музей является единственным обладателем наиболее полной коллекции таволожской керамики, отражающей развитие промысла и технологии на протяжении более столетия. Начало формированию коллекции положила продукция артели «Керамик», в 1960 году преобразованной в Невьянский завод художественной керамики.  



Коллекция керамики насчитывает более 1600 предметов

В ее состав входят художественная керамика и майолика, строительная и промышленная керамика, изделия из фарфора и фаянса, гипсовые скульптуры и формы. Бóльшая часть изделий была подарена музею предприятиями и мастерами, частными лицами; некоторые предметы были закуплены.

Невьянский музей является единственным обладателем наиболее полной коллекции таволожской керамики, отражающей развитие промысла и технологии на протяжении более столетия.

Начало формированию коллекции положила продукция артели «Керамик», в 1960г. преобразованной в Невьянский завод художественной керамики (НЗХК). В 1993г. на базе НЗХК создано акционерное общество закрытого типа (ЗАО «НЗХК»). Новый импульс таволожская керамика получила в 1999г., с открытием участка по производству керамики многопрофильного коммерческого предприятия «ЗОТ» в Верхних Таволгах, реорганизованного позднее в ООО «Таволожская керамика».

Ныне предприятие «Таволожская керамика» объединяет два участка – в Нижних и Верхних Таволгах. Среди заводской продукции, представленной в музее – авторские работы Якова Акинтьевича и Евстропия Акинтьевича Ждановых, Николая Авдееевича Кузнецова, Льва Николаевича Шабалина, Владимира Хлобыстова; изделия, расписанные Лилией Лукояновной Грошевой, Евдокией Михайловной Чебаковой и другими художниками предприятия. В настоящее время уникальными можно считать образцы изделий с восстановительной глазурью, придающей поверхности металлический перламутровый оттенок.

Благодаря трудам художника-керамиста Натальи Михайловны Ковалевской была воссоздана технология изготовления таволожской свистульки.

Образцы заводской продукции, разработанные ею, также представлены в коллекции. Имеются в музее и кухонная утварь, изготовленная таволожскими гончарами в 1-й половине ХХ века: чашки, корчаги, жаровни, латки, масленки, кринки, горшки. Особенно интересна чернолощеная посуда. Уникальной можно назвать керамическую кацею, применявшуюся староверами в религиозных обрядах. Коллекция невьянской керамики была бы неполной без интересных авторских работ художников-керамистов Юрия Заикина, Юрия Катышева, Олега Масленникова, Ивана Акифьева, Натальи Ковалевской: свистулек, скульптур, жанровых композиций. Среди различных предметов, окружавших повседневную жизнь горожан, особое место занимала фарфоровая и фаянсовая посуда, отвечавшая как утонченному вкусу, так и рассчитанная на широкого потребителя. Она была достаточно широко представлена в домах поселка Невьянский завод, являвшегося одним из торговых центров Урала.

Целая эпоха в повседневной жизни наших предков была связана с так называемым «кузнецовским» фарфором, без которого не обходилось ни одно застолье в доме, ни один трактир или чайная.

Наибольшую известность кузнецовский фарфор приобрел с приходом в семейное дело Матвея Сидоровича Кузнецова, на базе нескольких предприятий основавшего «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Его двоюродный брат – Иван Емельянович Кузнецов – основал в конце XIX века свои заводы. В общей сложности Кузнецовы владели 18-ю предприятиями. На хранящихся в музее изделиях конца XIX-начала XX вв. стоит марка предприятий М.С. Кузнецова в Твери, в Москве, в Дулево, Вербилках (Дмитровская фабрика), Риге, Будянской фабрики в Харьковском уезде. Фарфор с клеймами И.Е. Кузнецова представлен фабриками на Волхове, в местечках Грỳзино и Брóнницы Новгородской губернии. Знаменитый фарфор фабрики Гарднера представлен кувшином от умывального прибора и чайником.

В коллекции имеется и фарфор других производителей, среди которых достаточно известные предприятия, оставившие заметный след в истории русского фарфора. Конкурировали с кузнецовскими по качеству и изяществу изделия фабрики Якова Герасимовича Храпунова-Нового, с середины 1850-х гг. владевшего фабрикой в дер. Кузяево Богородского уезда Московской губернии. В коллекции имеется салатник-менажница Песоченской фабрики С.И.Мальцова в Калужской губернии, выпускавшей сервизную и кухонную посуду с 1853 по 1898г. (впоследствии куплена М.С.Кузнецовым). С 1848 по 1884г. выпускала продукцию фабрика братьев Василия и Егора Петровичей Барминых под г.Судогдой Владимирской губернии. В 1859-1897гг. действовала фабрика Гаврилы Антоновича Маркова в д.Коняшино Бронницкого уезда Московской губернии. В коллекции музея представлены чайные пары конца XIX – начала ХХ вв. фабрики Максима Михайловича Куринова в с.Речицы Московской губернии, вырабатывавшей фарфоровую посуду преимущественно для Сибири. На фирменном знаке его изделий помещена «пчела» – насекомое, являющееся для русских людей символом трудолюбия. Высоким качеством отличались полуфаянсовые изделия екатеринбургских фабрик. Музей является обладателем трех фаянсовых блюд и миски фабрики братьев Александра и Мартина Кирилловичей Чекановых. Фабрика с 1846г. выпускала посуду с характерным печатным орнаментом в виде пояска из чередующихся зеленых и коричневых ромбовидных полосок. Петр Васильевич Углицкий с 1901г. владел фаянсовой фабрикой на Уктусе. В музее имеется блюдо-селедочница с клеймом его фабрики.

Среди фарфоровой посуды немало предметов советского периода.

После революции все частные предприятия были национализированы и переименованы. Бывшие заводы Кузнецова получили новые названия: Конаковский фаянсовый завод им.Калинина, фарфоровый завод «Пролетарий» в с. Бронницы, Грỳзинская фарфоро-фаянсовая фабрика «Красный фарфорист», Дмитровский фарфоровый завод, Дулевский фарфоровый завод, Будянский фарфоровый завод, Кировский фаянсовый завод. Изделия этих и других предприятий имеются в коллекции музея.

В 1920-е – начале 30-х гг. большое распространение получил агитационный фарфор, пропагандирующий новую советскую действительность. Несколько предметов этого периода имеется и в нашем музее: чашки, тарелки, чайники с надписями «Нарпит», «Рабочее питание под огонь рабочей самокритики», «За коллективизацию», изображением серпа и молота, колосьев, сцен социалистического преображения деревни.

Почти до 1940-х гг. заводы использовали остатки дореволюционного сырья, поэтому советский фарфор сохранял традиционные формы, но произошли изменения в украшении изделий.

Советский фарфор представлен продукцией фарфоровых и фаянсовых заводов: Хайтинской фарфоровой фабрики «Сибфарфор», Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова, Сысертского, Богдановичского, Кировского (Калужской обл.) заводов, Грỳзинский, Песоченской, Будянской фабрик и др. В первые годы после р. Западноевропейский фарфор представлен блюдами заводов Якоба Тейхфельда и Людвига Астерблума (Польша) и подносом фабрики Макса Доннхорна (Германия) начала ХХ века, скульптурами завода «Hertwig & Co» (Германия) 1-й трети ХХ века. Непременным атрибутом «красного угла» с иконами были фарфоровые подлампадники. В музее имеется 12 фарфоровых подлампадников начала ХХ века.

В период массовой электрификации района и в более позднее время для регулирования высоты подвески однолампового светильника применялись специальные устройства – полуфаянсовые противовесы. Музей является обладателем двух противовесов. В коллекции 77 предметов строительной и промышленной керамики. Разнообразна коллекция кирпичей (40 ед.), среди которых интересные образцы XVIII века с построек Невьянского завода, в том числе клиновидные кирпичи, кирпичи уральских предприятий XIX-начала XX вв. со старых домов города, в т.ч. с клеймами Верх-Нейвинского завода Максима Ефремовича Скороходова, заводов Петра Феофановича Давыдова и Ивана Ивановича Густомесова в Екатеринбурге, продукция кирпичных предприятий Невьянска.

Прокрутить вверх