Урало-сибирская народная художественная роспись – это яркое и самобытное искусство, которое зародившись ещё в XVII –XVIII веках на Урале, просто и гармонично отражает красоту мира.
2023 год
Роспись и сейчас можно увидеть на старинной посуде и предметах быта, которые передают в семьях по наследству и бережно хранят. Роспись украшала чаши, туеса, сундуки, вальки, прялки и многое другое. Обычные предметы крестьянского быта народная художественная роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Урало-сибирская роспись полюбилась людям за свою простоту и изящество, её мотивы и изображения понятны каждому. Народные расписные композиции пропорциональны и гармоничны, изображение букета стало особенно популярным. Традиции урало-сибирской роспись продолжают жить и сейчас, благодаря современным мастерам-художникам.
Представляем выниманию посетителей образцы урало-сибирской росписи из фондов Невьянского государственного историко-архитектурного музея.
Народное художественное мастерство росписи зародилось ещё в XVII-XVIII веках, когда территории Урала и Сибири стали населять жители, приехавшие с Поморья и русского Севера, а в конце XVIII-XIX веках – с южных областей России и Украины. Они привнесли свои художественные традиции в мастерство росписи жителей Урала и Сибири.
Урало-сибирской росписи характерна двойная техника наложения мазков, множество дополнительных элементов и разнообразная цветовая гамма, а также свобода и импровизация в рисунке. Мастера расписывали предметы масляными красками сразу набело, без подготовительных черновиков. Чаще всего мастера изображали природу, ягоды и цветы, травы, а также фигуры людей.
Композиция в урало-сибирской росписи пропорциональна, в центре располагается основной рисунок. Растительный орнамент – трава, веточки, стебли, листья – уравновешивают его и делают фон более разнообразным и интересным, а основное изображение – пропорциональным. Благодаря им, вся роспись воспринимается как одно гармоничное целое. Букет стал самой популярной композицией в урало-сибирской росписи.
Ещё в старину мастера-художники начали широко применять живописную технику двухцветного мазка «разбел» — беря на кисть одновременно с белилами цветную краску и применяя её на тёмном фоне, а также использовали прием «разживка», когда при помощи тёмных мазков выделяли элементы рисунка на светлом фоне.
В середине XIX века стал популярным промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков – туесов. Широко известен, стал «крестьянский» тип расписного бурака с ярким цветочным узором, вертикально ориентированным по центру. На бурак пальцами наносили подмалёвок основным цветом, затем кистью прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами и нанося оживку на листья. Заканчивали роспись написанием травки, а затем все изделие покрывали лаком.
Но особенно славилась богатством и разнообразием роспись прялок, декор которых был индивидуален, а расположение орнамента подчинено форме предмета. В росписи прялок чаще использовали композицию цветущего Дерева Жизни.
Со второй половины XIX века мастера народной художественной росписи стали изображать человека в сюжетных композициях, связанных с простыми радостями и мечтами о лучшей жизни.
Урало-сибирская роспись полюбилась людям за свою простоту и изящество, её мотивы и изображения понятны каждому. Лучшие образцы народной художественной росписи показывают всем уникальную красоту и мастерство народных творений. Традиции урало-сибирской роспись продолжают жить и сейчас, благодаря современным мастерам-художникам.
Адрес: г. Невьянск, сквер Демидовых, 3а (Музей истории Невьянского края)
График работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 часов
Телефоны для справок: +7 906 811 67 64
Возрастные ограничения: 0+